|
Ребенок и собака глазами...
...психолога
За последнее время широкой публике стало известно
о аниматерапии - лечении психических отклонений с использованием
животных. Последняя информация на телевидении касалась дельфинов,
которые помогали детям с врожденными пороками психики вернуться
к нормальной жизни. Но мало кто задумывался о том, что собака, которая
живет в доме, способна выполнять такие же функции.
Поговорим о взаимоотношениях в паре "ребенок - собака".
Первые просьбы о приобретении собаки относятся к возрасту 4-5 лет.
Такое желание может быть основано просто на мимолетном контакте
с собакой на улице. Часто это происходит из-за присущего этому возрасту
подражания ("У Витьки есть собака, я тоже хочу!"). Но
иногда желание завести собаку свидетельствует о том, что у ребенка
есть проблемы, которые во многом напоминают проблемы взрослых.
Почему же человек, который находится в сложной жизненной ситуации,
заводит собаку? Психологам известны три причины, по которым это
происходит. Сразу оговорюсь, что они не существуют "в чистом
виде": стремление завести собаку является результатом комплекса
внутрен них побуждений, но обычно одно из них доминирует. Итак,
причина первая: собака должна заполнить существующий в жизни человека
вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения,
восполняя собой отсутствие близкого человека. Вторая причина, по
которой человек обзаводится собакой,- преодоление своих внутренних
комплексов, которые чаще всего бывают неосознаваемыми. На чем же
основано "психотерапевтическое" воздействие собаки? Прежде
всего на том, что животное тебе всегда радо. Ему не важно, какая
у тебя внешность и сколько у тебя денег, его приводит в восторг
сам факт твоего существования и возможность находиться рядом с тобой.
Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда тебя
оценивают и "ставят отметки". Другую сторону положительного
воздействия можно рассмотреть на примере: "Я маленький и уродливый,
но у меня большой красивый пес." Человек, на которого, как
ему кажется, никто не обращает внимания, гуляя рядом с великолепной
собакой, как бы ассоциирует себя с животным. Восхищенные или боязливые
взгляды прохожих он записывает на свой счет и таким образом повышает
самооценку. И, наконец, третий "способ ис пользования"
собаки - реализация на ней своих комплексов. К сожалению, в ряде
случаев это выливается в проявление по отношению к животному неоправданной
жестокости.
Зачастую душевный дискомфорт возникает у ребенка потому, что наша
педагогика, да и отношение родителей основаны на подавлении его
личности. В общении с собакой ребенок может почувствовать себя равным
или высшим, чего ему часто недостает даже в коллективе своих сверстников,
Во-вторых, в контактах с собакой ребенок может отрабатывать какие-то
новые для себя приемы и виды общения. В-третьих, на собаку ребенок
часто "разряжает" свои комплексы и проблемы (так же, как
он делает это с игрушками). Например, ребенок, которого часто и,
на его взгляд, несправедливо наказывают, может проявлять к собаке
жестокость. Невозможно переоценить влияние собаки на личность подростка.
Подростковый кризис психики связан, прежде всего, с осознанием себя:
я девушка (или - я юноша). Подросток уже знает свою роль во взрослом
обществе, но его туда еще не пускают. А собака является "своей
территорией", на которой он может реализовать свое новое "Я".
Я много раз видел, как происходит такое изменение. Девушка пятнадцати
лет, которая была жесткой и замкнутой, с появлением собаки меняется
на глазах. Занимаясь со щенком, который во всем от нее зависит,
она поняла ответственность за другое существо. Очень важно, чтобы
собака была рядом с ребенком с раннего возраста. К сожалению, у
нас еще господствуют преувеличенные представления о гигиене: "Собака
и маленький ребенок? Ни за что?". А ведь зачастую только общение
с животным позволяет "вытащить" в нормальную жизнь детей
с серьезными нарушениями психики, и даже с имеющими диагноз детский
церебральный паралич. Психический статус такого ребенка при общении
с животным меняется просто на глазах, и это там, где все другие
виды лечения зачастую бессильны. Чем раньше в руки ребенка попадет
этот мягкий и теплый энергетический комочек, тем лучше. Речь идет
не только о больных детях. Даже ребенок, не имеющий психических
отклонений, вырастая рядом с собакой, приобретает новые черты. Такие
дети не бывают жестокими, и психика их устойчивее, что очень важно,
особенно в такое неспокойное время.
Коррекция психических отклонений с помощью животных, как и любой
другой метод психотерапии, строится сугубо индивидуально. Но есть
одна общая черта:
животное не способно в одиночку решить все проблемы человека. Отношения
с животным являются только вспомогательным средством. Их можно сравнить
с костылем, которым человек пользуется, если у него сломана нога.
И только от самого человека зависит, будет ли он всю жизнь ходить
на костыле или через какое-то время начнет сначала робко, а потом
все уверенней пользоваться своими ногами. Человек должен жить среди
людей, а собака может помогать ему в этом своей необыкновенной дружбой.
...заводчика
Общеизвестно, что для того, чтобы не иметь социальных
проблем, нужно жить на необитаемом острове, причем рядом не должно
быть не только Пятницы, но и попугая. К сожалению, собаки довольно
часто являются источником неприятностей в доме, в том числе и неприятностей,
связанных с детьми. Но можно с уверенностью сказать, что в подавляющем
большинстве случаев появление проблем обусловлено неправильным поведением
владельцев собак. И главная причина состоит в том, что люди неосознанно
относятся к собакам, как к себе подобным.
Примечателен давний разговор с моей дочерью:
- Папа, а почему наша собачка на меня порыкивает и пытается укусить?
- Собака взрослеет и пытается установить, кто из вас двоих старший
щенок, а кто - младший. - А разве она не понимает, что я -человек,
а не собака? Когда основы поведения собаки не понимает ребенок,
это простительно. Но когда этого не понимают взрослые, которые должны
регулировать отношения в семье, в том числе и в паре "ребенок
- собака", проблемы неизбежны. Показательна в этом отношении
ситуация, которая сложилась в многодетной семье, куда попал мой
щенок. Вместе с собакой новые владельцы получили подробные инструкции
по обращению с животным, в том числе и о необходимости его наказания
за недопустимые действия. Однако стар шее поколение посчитало эти
рекомендации слишком жестокими:
"Собачка маленькая, можно ей что-нибудь повредить" (хотя
отмечу, что рекомендованные методы наказания были вполне физиологичны
и не могли нанести собаке ни физической, ни психической травмы).Таким
образом, выросший крупный и психически устойчивый кобель установил
в семье четкую иерархию. На первом месте, безусловно, стоял старший
сын. Он четко следовал если не букве, то духу полученных инструкций.
В результате пес воспринимал его как безусловно вышестоящего, безукоризненно
слушался и не пытался устроить "бунт на корабле". С остальными
домочадцами дело обстояло сложнее. Родители (видимо, в силу их физических
размеров) объектами нападения не становились, но и о послушании
речи не было. Так, однажды, когда хозяйка разделывала на кухне мясо
и отвернулась к телефону, хороший кусок вырезки был немедленно утащен
под стол и неторопливо съеден. Панический телефонный звонок можно
пересказать примерно так: "Я протягиваю руку за мясом, а он
мне говорит "Ры!". Положение младших детей оказалось гораздо
хуже, и дело доходило до незначительных, но болезненных укусов,
которые наглядно демонстрировали, "кто в доме хозяин".
Совместное воспитание ребенка и собаки - тема большой статьи. Но
основа их благополучного существования одна: всегда следует помнить,
что собака - не человек (эту совершенно банальную истину люди зачастую
не могут воспринять). Собаки не способны выполнять социальные установки
людей, поэтому людям следует понимать законы стаи, по которым живет
собака. И, что совершенно необходимо, учить пониманию этих законов
ребенка. Малыш должен знать, что отношение собаки к ее еде, ее щенкам,
ее месту, ее игрушкам, ее покою заслуживают такого же уважительного
внимания, как и аналогичные отношения человека. С другой стороны,
это уважительное внимание не должно перерастать в попустительство.
Осмысленное выстраивание отношений между ребенком и собакой, подкрепленное
консультациями опытных специалистов, - залог того, что серьезных
проблем в семье не возникнет и собака будет для ребенка тем, чем
она и должна быть - источником радости.
...врача
Отношение к собаке (как и к любому другому домашнему
животному), как к чему-то нечистому, как к непременному источнику
заболеваний, основывается, главным образом на непроверенных сведениях.
Ужасы, рассказанные на скамеечке (а часто, увы!, и напечатанные
в газетах), приводят к тому, что люди категорически противятся желанию
детей завести себе четвероногого друга. На практике количество заболеваний,
которое ребенок может получить от собаки, по счастью, не очень велико.
Конечно, если открыть медицинский справочник, то там можно найти
десятки болезней. Однако практикующие врачи сталкиваются с единицами
из этого внушительного перечня. Наибольшую опасность представляет,
безусловно, бешенство. Случаи этого заболевания даже в огромной
Москве единичны, но, как правило, кончаются трагически, Однако примеров,
когда источником бешенства становились правильно вакцинированные
собаки, не зарегистрировано.
Очень часто можно услышать слова: "У него аллергия на собак
(на собачью шерсть)". Однако лабораторные исследования показывают,
что собаки, как таковые, здесь не при чем. Настоящими виновниками
аллергии являются паразиты, которые живут на собаке. Мелкие чешуйки
кожи и продукты жизнедеятельности этих паразитов (их можно видеть
на подстилке животного в виде характерной черной пыли), попадая
на слизистые оболочки человека, вызывают аллергию. Иногда аллергия
возникает, когда в доме живет щенок, еще не приученный "делать
свои дела" на улице, но это временная проблема. В общем случае
причиной возникновения аллергии является повышенная концентрация
в воздухе пылеобразных или летучих веществ, так называемых, аллергенов.
Здоровая и ухоженная собака источником аллергенов быть не может.
Еще одна опасность, источником которой могут быть домашние животные,
- глисты. Они встречаются у детей (хотя не так часто, как говорит
молва), причем самых разнообразных видов. Однако если собака регулярно
получает противоглистные препараты, то риск заболевания существенно
снижается, а его дальнейшему уменьшению способствует соблюдение
элементарных правил гигиены. А вот что беспокоит инфекционистов,
так это участившиеся случаи заболевания иерсиниозом. Эта инфекция
относится к зоонозам, то есть к заболеваниям, которые человек может
получить от животных. Ее возбудители сходны с возбудителями чумы
и псевдотуберкулеза. Проявляется иерсиниоз, как правило, в форме
колитов и других желудочно-кишечных заболеваний. Способ распространения
этой инфекции - алиментарный (то, что в народе называют "болезнь
грязных рук"), поэтому основным средством профилактики является
следование требованиям гигиены. Таким образом, несмотря на угрожающие
слухи и теоретическую опасность сосуществования собаки с ребенком,
на практике здоровая и ухоженная собака, которая своевременно проходит
все ветеринарные процедуры (в том числе вакцинацию и дегельминтизацию),
не представляет никакой угрозы для здоровья человека. А та польза,
которую общение с собакой может принести ребенку, в дополнительных
рекомендациях не нуждается.
Андрей ПЕТРОВ журнал "Миллион
друзей"
по материалам бесед с детским психологом
Светланой СОРОКИНОЙ
терапевтом Татьяной ЛЯМИНОЙ
Фото Виктора Животченко
|
|